Главное в путешествии — это умение видеть и наблюдать. Опыт показывает,
что турист или натуралист, не подготовленный к путешествию, видит значительно
меньше того, кто заранее изучит будущий маршрут, поставит перед собой цель
путешествия и заранее распределит обязанности между его участниками. Перед
походом необходимо перечитать книги и газетные статьи о местах, по которым
вы собираетесь путешествовать. В каждом городе и селе есть люди, хорошо
знающие свой край. Они могут рассказать многое, о чем нигде не написано,
с ними следует посоветоваться и о маршруте. Для похода нужна карта района.
Ее надо перевести на кальку. На основе подробной карты можно составить
схематическую и на ней проложить свой маршрут. В походе схематическая карта
будет уточняться и дополняться наблюдениями исследователей.
Групповое снаряжение юных туристов.
После похода участники его должны составить географическое описание
района и справочник географических названий. В этот справочник следует
занести в алфавитном порядке названия встретившихся в пути рек, деревень,
оврагов и т. д. Рядом с каждым названием нужно давать краткое пояснение:
если это река, то откуда и куда она течет, какова ее ширина, скорость течения,
много ли в ней воды (каков расход); если это населенный пункт, то должно
быть указано его точное местоположение, численность населения, описан внешний
вид, характеристика хозяйства колхоза, отмечено наличие школ, больниц,
библиотек, магазинов. Такой справочник очень полезен при описании района
и выборе маршрутов будущих походов.
Личное снаряжение туриста.
Маршрут следует наметить так, чтобы он проходил по разнообразным природным
участкам. Не нужно отказываться от боковых или радиальных маршрутов, которые
могут дать много интересного для наблюдения. Если юные туристы не первый
раз участвуют в походе и имеют некоторую подготовку, то лучше распределить
между ними работу: одним участникам похода поручить составить описание
рельефа, другим — познакомиться с геологией района, третьим — изучить реки,
озера, ручьи и болота, четвертым — наблюдать растительность и животный
мир, пятым — проводить метеорологические наблюдения, шестым — описать исторические
и археологические памятники, собрать сведения об экономике края и т. д.
Такое распределение работы позволит собрать материал по району богаче и
полнее.
Число групп и распределение работы зависит от количества участников
туристского похода. Распределяя работу среди юных туристов, необходимо
учитывать интересы и способности каждого из них. Бригада картографов сделает
копии всех нужных карт. В путешествии она будет уточнять карту, вести глазомерную
съемку, составлять список-словарик географических объектов. Конечно, и
остальные участники похода должны уметь обращаться с картой в пути. Бригада
биологов объединит любителей ботаники и зоологии. Они же будут вести и
исследование почв. Бригада геологов и геоморфологов будет описывать геологические
обнажения в овражных и речных обрывах и в карьерах, если они попадутся
на пути. Кроме того, зарисует формы рельефа местности: холмы, западины,
промоины, оползни, овраги, речные террасы и т. д. Бригада гидрологов займется
описанием речек, озер, прудов, болот. Гидрологи исследуют также ширину,
глубину, скорость течения рек, цвет и прозрачность воды. В одну группу
могут объединиться все любители истории и литературы. Они соберут материалы
об исторических событиях, происходивших на территории маршрута, запишут
сказки, песни, пословицы и поговорки, — словом, все то, что называется
устным народным творчеством (фольклором). Обычно в эту же группу входят
и экономико-географы, которые изучают заводы, колхозы, совхозы, различные
предприятия на исследуемой территории. Результатом их работ будет экономико-географическая
характеристика района.
В каждой туристской группе должны быть метеорологи, которые во время
путешествия будут измерять температуру и давление воздуха, скорость ветра,
определять направление ветра, облачность, интенсивность и продолжительность
осадков. В обязанность метеорологов входит также давать прогноз погоды
на ближайшие дни.
Юным исследователям родного края следует запастись приборами и научиться
хорошо пользоваться ими. Многие приборы они смогут сделать сами. На глаз
трудно определить высоту дерева или холма, нужен прибор угломер. Весь
прибор умещается в кармане и состоит из картонки или спичечной коробки,
на которой нарисована полуокружность и нанесены деления от 0° до 90° и
далее до 0°. Диаметр, ограничивающий этот полукруг, лежит на длинной боковой
стенке коробки. Вдоль этой стороны и следует смотреть, направляя луч зрения
на вершину холма или по склону. Отвес, т. е. грузик, прикрепленный на ниточке
к центру полукруга, покажет на шкале угол в градусах.
Нетрудно самим сделать папки для гербария, различные сачки (для ловли
плавающих и донных животных, а также насекомых), морилки и расправилки
для бабочек и насекомых, топографические планшеты, полевую книжку, карманные
солнечные часы, прибор для рисования. Для определения направления ветра
надо смастерить флюгер из жести; для гидрологических исследований — поплавки
(чтобы определять скорость течения), рейки с делениями для измерения глубины
рек и озер и диск Секки — белый круг диаметром 30 см — для определения
прозрачности воды.
Наконец приготовления к походу закончены. Маршрут выбран и нанесен на
схематическую карту района. Назначается день похода. Отправляться в путь
лучше пораньше, чтобы пройти большую часть дневного маршрута утром, пока
не так жарко.
Составление маршрутной ленты. Бригада картографов выходит в поход
первой. У каждого планшет, линейка и компас. У бригадира к планшету прикреплена
схема района. Его бригада должна не только следить за правильностью маршрута,
но и вычерчивать маршрутную ленту — топографический план, на котором изображается
только узкая полоска местности по обеим сторонам дороги.
По ходу маршрута вся группа время от времени должна останавливаться,
чтобы каждый турист определил свое местоположение и записал в свою полевую
книжку все интересное, что встретилось в пути. Удобный размер полевой книжки
— 10х12 см. Книжка должна быть в твердом картонном или клеенчатом переплете.
В конец ее можно вложить несколько листиков миллиметровки и кальки. Остановки
для наблюдений и записей надо делать на поворотах дорог или в тех местах,
откуда далеко видно по сторонам, например на вершине холма. Запись начинается
примерно так: «Дата и время — 6 августа 1970 г., 8 часов 30 минут, точка
наблюдения первая». Затем нужно указать точное местоположение, например:
«100 м севернее деревни Киреевки, у одинокого дерева на проселочной дороге
к деревне Новоселки». После этого можно описывать всю окрестность. Начинают
обычно с рельефа и геологического строения, затем описывают почву, растительность
и те местные предметы, которые видны вокруг.
Если же наблюдатели находятся у какого-нибудь объекта, интересного в
географическом отношении, на берегу озера или реки, у геологического обнажения
или в населенном пункте, который они изучают, то этот объект нужно описать
как можно подробнее. Но всегда надо начинать описание с окружающей местности
в целом, а затем переходить к отдельным объектам и их деталям. Записывайте
в полевой книжке только на правой стороне. Левую — заполняйте рисунками,
чертежами, схемами. Не каждый может сразу научиться хорошо рисовать, но
даже самая грубая, схематическая зарисовка силуэта холма, крутого поворота
реки, формы листа какого-нибудь растения может помочь при обработке полевых
записей, оживив в памяти виденное. На левой стороне полевой книжки нужно
вычерчивать также схематическую маршрутную ленту похода.
На каждой следующей точке наблюдения описывают не только все окружающее,
но и то, что встретилось на пути. Нужно обязательно указывать пройденное
расстояние и взятое направление.
В полевую книжку записывают рассказы экскурсовода на фабрике, в колхозе
или музее, беседы о районе маршрута с местным краеведом, охотником или
другими людьми, хорошо знающими эту местность.
Описание рельефа местности. Изучением форм поверхности Земли
занимаются исследователи-геоморфологи.
Во время похода бригада геоморфологов должна пересечь тот район, который
она описывает. Если решено дать описание рельефа только по маршруту, то
необходимо по возможности расширить полосу наблюдений и время от времени
отходить от основного пути в сторону. Особенно это важно там, где местность
закрытая, т. е. где холмы или лес мешают широкому обзору. Делая записи
общего характера («местность гористая», «холмистая», «всхолмленная», «сильно
пересеченная» и т. д.), надо также описать и нанести на карту отдельно
каждую форму рельефа — крутой склон горы, холм, впадину, овраг, речную
долину, уступ и т. д.
Определять размеры — высоту, глубину, ширину, угол падения склона —
часто приходится на глаз. Так как рельеф тесно связан с геологическим строением
местности, то при наблюдениях следует не только описывать внешний вид той
или иной неровной поверхности, но и обращать внимание на геологическое
строение и состав горных пород, слагающих эту неровность.
Геологические наблюдения. Прежде всего следует расспросить местных
жителей о том, где можно наблюдать выходы слоев горных пород. Эти геологические
обнажения надо нанести на карту или схему местности. На равнине горные
породы чаще всего обнажаются в оврагах и береговых обрывах. Слои горных
пород можно наблюдать в искусственных карьерах, где берут для строительства
песок, глину или камень, а также в местах, где железно-дорожное полотно
или шоссейная дорога проходит выемке.
В описании каждого обнажения укажите его точное местоположение, порядковый
номер, размеры и характеристику каждого слоя (известняк, песок и т. д.),
при этом обратите внимание на то, как залегают слои — горизонтально или
под углом, из каких пород они сложены (глина, песок, гранит и т. д.) и
как проходят границы между соседними слоями. Опишите цвет породы и ее строение.
Если есть какие-либо включения, например отдельные гальки в слое песка,
то это надо указать, предварительно определив густоту, состав и размер
таких включений. Следует отметить выходы грунтовых вод: родничок, сочащиеся
капли или просто увлажненные места. В полевой книжке рядом с описанием
обнажения должен быть вычерчен его профиль. Из каждого слоя надо взять
образец породы и завернуть его отдельно от других, приложив к нему этикетку.
Для откалывания горных пород геологи пользуются геологическим молотком.
Большой интерес представляют образцы отдельных минералов, красивых кристаллов,
а также полезных ископаемых. Особенно важно собрать встречающиеся в осадочных
горных породах окаменевшие остатки ископаемых животных. Они помогут определить
возраст геологических отложений. Из лучших геологических образцов позже
составляются коллекции для школы.
Гидрологические наблюдения. Описание водоема начинается с общей
характеристики окружающей местности и составления глазомерного плана. Знание
геологического строения и рельефа района поможет определить форму долины,
реки и озерной котловины. Тут же надо описать растительность на берегах
водоема и на водоразделе. При изучении реки в первую очередь точно измеряют
ширину и глубину долины и самого русла. Для этого пользуются мерным шнуром,
если река неширока. Когда же переправиться через реку трудно, ее ширину
определяют геометрическим построением. Измерив ширину реки в разных местах,
записывают, что она колеблется в пределах от стольких-то до стольких-то
метров. Глубину реки определяют рейкой или лотом (мерный шнур с грузом
на конце). Шнур протягивают поперек русла реки или мысленно проводят линию
между шестами, установленными на обоих берегах. Эта линия называется поперечным
створом. Лот или водомерную рейку опускают в воду вдоль по створу, через
равные промежутки. Если цифры глубин сложить и сумму разделить на число
промеров, получится средняя глубина реки. Частые промеры помогают определить
рельеф дна, а если величину этих промеров отложить в масштабе от прямой
линии — поверхности воды — на миллиметровке, то получится чертеж поперечного
сечения, или, как его обычно называют, живого сечения русла реки.
Произведя простой расчет, можно получить площадь живого сечения, которая
необходима для определения расхода воды в реке. Расход реки учитывают при
строительстве различных гидросооружений, мельниц, электростанций, при использовании
воды для орошения. Чтобы определить расход реки, необходимо площадь живого
сечения русла умножить на среднюю скорость течения. Для определения скорости
течения выбирают прямой, чистый от растительности и камней участок русла.
На берегу вдоль реки отмеряют 50—100 м, но не меньше тройной ширины реки.
Это расстояние ограничивают створами — верхним и нижним. Несколько выше
верхнего створа в воду бросают деревянные поплавки. Наблюдатель с помощью
секундомера или часов с секундной стрелкой определяет, за сколько секунд
поплавок проходит расстояние между створами. Зная расстояние и время, нетрудно
вычислить скорость течения реки, разделив расстояние в метрах на время
в секундах. Описание реки будет полным лишь в том случае, если в нем укажут,
каков ее режим в течение года. У местных жителей можно узнать, как падает
уровень реки летом, не пересыхает ли она, как широко разливается весной,
долго ли держится на высоком уровне после ливневых дождей. Обязательно
надо расспросить, как используется эта река.
План описания озера похож на план описания реки. Форма озера обычно
требует пересечения его несколькими створами, по которым и промеряют глубину.
Описывая озеро, дают характеристику воды: определяют ее вкус (пресная,
соленая и т. д.), температуру, цвет и прозрачность. Опуская в воду на мерном
шнуре круг Секки из жести, окрашенный белой масляной краской, надо заметить,
на какой глубине он начнет исчезать, а потом и вовсе не будет виден. Эта
глубина в метрах называется прозрачностью воды данного озера.
Биологические наблюдения. Во время похода хорошо также провести
биологические наблюдения. О том, как наблюдать в природе животных, составлять
коллекции и гербарии, можно прочесть в томе 4 ДЭ («Растения и животные»).
Ориентировка на местности. Вверху слева показано, как можно определить
части света по положению луны на небосводе. При полнолунии в 7 ч утра луна
бывает на западе, в 19 ч — на востоке и в 1 ч ночи — на юге. Молодой месяц
(рожки направлены в левую сторону) бывает в 1 ч ночи на западе, в 19 ч
— на юге. Серп убывающей луны (рожки направлены вправо) в 1 ч ночи бывает
на востоке и в 7 ч утра — на юге.
Метеорологические наблюдения. Метеорологические наблюдения нужно
проводить в установленные часы (1, 4, 7, 10, 13, 16, 19 и 22) по местному
времени, 4 или 8 раз в сутки; показания приборов снимать точно и сразу
же записывать их в журнал метеонаблюдений, форму которого можно взять в
«Спутнике туриста». Желательно ежедневно вычерчивать в блокноте графики
суточного изменения температуры и давления воздуха, скорости ветра: они
более наглядны, чем записи в журнале, и облегчают предсказания погоды.
Нужно помнить, что все наблюдения проводятся на ровной площадке диаметром
не менее 10 м, на высоте 2 м над поверхностью земли. Температуру воздуха
измеряют обычно термометром-пращой; его вращают на бечевке над головой
2 минуты и сразу делают отсчет. Можно измерять температуру и обычным термометром,
но тогда к нему надо привязать шнур длиной около 100—120 см и пользоваться
им как термометром-пращой. Термометр ни в коем случае нельзя брать руками
за резервуар с ртутью или спиртом. Держите прибор только за его верхний
конец и следите, чтобы во время отсчета на него не падали солнечные лучи.
Облачность определяется количеством облаков, закрывающих небо, по десятибалльной
системе. Количество осадков в туристских путешествиях обычно не измеряют,
а отмечают их вид (дождь, снег, град, крупа и т. д.), интенсивность (слабые,
средние, сильные) и продолжительность.
Показано, как по часам определяют направление на север и на юг. Часы
держат так, чтобы часовая стрелка была направлена на солнце. Расстояние
между часовой стрелкой и цифрой 1 делится пополам. Эта линия одним концом
покажет юг, другим — север.
Давление воздуха измеряют обычно барометром анероидом. Направление ветра
измеряют при помощи компаса и самодельного флюгера из жести или узенькой
ленточки длиной в 50 см, привязанной на конце палки, которую поднимают
над головой.
Рисунки показывают, как можно ориентироваться по местным приметам:
на северной стороне дерева меньше ветвей и листьев; на южной стороне сосны
— натеки смолы; пологий склон муравьиной кучи обращен к югу; на пеньке
видны годичные кольца, утолщенные к югу; северная сторона камня покрыта
мхом.
Уметь предсказывать погоду очень важно для правильной организации туристского
похода. Это позволит заранее планировать график движения группы. Предсказать
«хорошую» или «плохую» погоду можно по различным местным признакам и по
изменению метеорологических условий: давления, температуры воздуха, скорости
и направления ветра и т. д.
Отчеты участников похода, вычерченные карты, зоологические и минералогические
коллекции, гербарии, самодельные приборы — все это хорошие наглядные пособия,
которые всегда пригодятся в школе.