На крайнем юге нашей планеты лежит большой континент Антарктида — мертвая,
холодная ледяная пустыня. Долго она оставалась недоступной для людей. Лишь
28 января 1820 г. русская научная экспедиция под командованием Фаддея
Фаддеевича Беллинсгаузена и Михаила Петровича Лазарева на шлюпах
«Восток» и «Мирный» впервые подошла к высокому обрыву антарктического берега.
На 69° 23' ю. ш. и 2° 35' з. д. с кораблей увидели заснеженные склоны Антарктиды.
751 день продолжалось плавание русских кораблей. «Восток» и «Мирный» несколько
раз приближались к берегам Антарктиды. В антарктических водах экспедиция
открыла многие острова. Самый первый из них был назван именем Петра I.
Изучение земного магнетизма и открытие в 1831 г. магнитного полюса в
Северном полушарии повысило интерес ученых к Южному материку. Здесь находился
Южный магнитный полюс Земли. В 1840 г. положение магнитного полюса в Южном
полушарии безуспешно пыталась определить американская экспедиция Чарлза
Уилкса, самая крупная среди антарктических экспедиций XIX в. Поход
четырех кораблей вдоль берегов Восточной Антарктиды от 160° до 97° в. д.
позволил нанести на карту более 1000 миль побережья.
В 1840 г. англичанин Джеймс Росс на кораблях «Эребус» и «Террор»
продолжил исследование Антарктики. 27 января 1841 г. с кораблей увидели
два вулканических конуса. Вулканы — действующий и потухший — назвали в
честь кораблей экспедиции Эребус и Террор. На следующий день Росса ждало
самое удивительное открытие: корабли оказались у отвесной ледяной стены,
уходящей за пределы видимости. Она поднималась прямо из воды и имела высоту
45—60 м. Заглянуть за ледяной барьер не удавалось даже с мачт корабля.
Несколько дней плыли суда вдоль стены изо льда. Позади остались 400 км,
море стало замерзать. Пришлось уходить на север. Магнитный полюс по расчетам
должен был находиться в 300 км к югу, среди льдов Земли Виктории, открытой
экспедицией Росса.
К загадочной ледяной стене Росс вернулся на следующий год. Его корабли
прошли еще дальше на восток вдоль ледяного обрыва, но и на этот раз не
увидели его конца; впоследствии выяснилось, что барьер этот тянулся на
800 км и оказался северным краем огромного плоского ледника. Его назвали
Ледяным барьером Росса.
После этого в антарктических водах плавали многие корабли. Но прошло
75 лет после открытия Антарктиды, прежде чем человек впервые ступил на
Южный материк. Им был переселившийся в Австралию молодой норвежец-естествоиспытатель
Карстен Борхгревинк. Мечтая попасть в Антарктику, он в 1894 г. нанялся
матросом на китобойное судно, которое отправлялось на промысел. На обратном
пути, 24 января 1895 г., когда корабль проходил неподалеку от мыса Адэр,
Борхгревинк уговорил капитана спустить шлюпку. Несколько часов он провел
на берегу материка, собрал образцы горных пород и растений. Это укрепило
его стремление организовать здесь зимовку.
Несколько лет ушло на подготовку первой материковой экспедиции. Прибыв
в Антарктиду на корабле «Южный крест», Борхгревинк в 1899 г. вместе с девятью
спутниками впервые остался зимовать на мысе Адэр.
С этого времени в разных местах на побережье стали возникать зимовочные
базы экспедиций. С первых лет нашего века исследователи устремились в глубь
материка. Их главной целью было достичь Южного полюса.
Корабль Южно-полярной экспедиции Роберта Скотта «Терра-Нова».
В ноябре 1902 г. к Южному полюсу отправляется англичанин Роберт Скотт
с двумя спутниками. Путь на юг по ледникам, вдоль горной цепи, среди
трещин, снежных сугробов был мучительно тяжелым. На 82° 17' ю. ш. оказалось,
что продуктов питания осталось только на обратный путь. Пришлось возвращаться.
В феврале 1908 г. в Антарктиду прибыла другая английская экспедиция,
руководимая спутником Роберта Скотта Эрнестом Шёклтоном. Партия
в 15 человек осталась зимовать, чтобы антарктической весной отправиться
в дальние походы. В начале октября участники экспедиции Эджуорт Дёйвид,
Дуглас Моусон и Алифтер Маккай вышли с мыса Ройдс к Южному магнитному полюсу
и через 122 дня трудного пути достигли его, а 29 октября к Южному полюсу
отправился Шеклтон с тремя спутниками. Они не дошли до полюса 180 км и
на 88° 23' повернули обратно, так как им грозила гибель от голода. С огромным
трудом, больные и обессиленные, прошли полярники 1200 км и вернулись на
побережье. Скотт, не оставивший надежду достичь Южного полюса, в июне 1910
г. снова отправился в Антарктиду. В том же году в Антарктиду на судне «Фрам»
устремился норвежец Руал Амундсен. С острова Мадейра Амундсен отправил
письмо Скотту, извещая его о своем намерении открыть Южный полюс. Между
норвежской и английской экспедициями возникла борьба за первенство.
Путь, намеченный Амундсеном к полюсу, был короче маршрута Скотта на
100 км. Кроме того, Амундсен имел более четкий план похода, испытанный
полярный транспорт — собак, да и участники его экспедиции были лучше физически
подготовлены. Движение к полюсу и обратно Амундсен рассчитал по дням. По
пути норвежцы оставляли склады с продовольствием и, чтобы отыскать их,
строили из снежных кирпичей высокие пирамиды. Когда кончились запасы, норвежцы
застрелили 24 собаки (в заранее рассчитанный день). Их мясом они питались
сами и кормили оставшихся собак. 14 декабря 1911 г. Амундсен с четырьмя
товарищами дошел до Южного полюса и благополучно вернулся в Китовую бухту,
где его ожидало судно.
Судьба экспедиции Скотта сложилась трагически. В 1910г. Скотт высадился
на северо-западном берегу моря Росса, где и остался на зимовку. Основным
транспортом у него были лошади, которые плохо переносили суровые полярные
условия. Еще до похода часть из них англичане потеряли.
Дом в Антарктиде, построенный Р. Скоттом в 1902 г. Отсюда он предпринял
попытку достичь Южного полюса.
После зимовки, 2 ноября 1911 г., партия Скотта вышла с мыса Хижины в
направлении к полюсу. Амундсен в это время уже две недели находился в пути.
Скотту не везло и с погодой. Частая пурга наметала снежные сугробы, в которых
лошади вязли и выбивались из сил. 9 декабря пришлось застрелить всех оставшихся
лошадей — кончился корм. Дальше люди тащили сани на себе. 17 января 1912
г., достигнув точки полюса, изможденные англичане увидели палатку и норвежский
флаг, поставленные группой Амундсена почти за месяц до этого дня. Всю обратную
дорогу Скотт и его спутники голодали, сильно мерзли, теряли последние силы.
Раны на обмороженных местах не заживали. Погода задерживала движение, и
это вынуждало сокращать рацион питания. 21 марта 1912 г., застигнутые сильной
пургой, путешественники разбили лагерь. Здесь, всего в 20 км от склада
с продуктами, их настигла смерть. Из дневников, найденных позже, мир узнал
о причинах трагедии.
С каждым годом все больше экспедиций отправлялось в Антарктиду. На побережье
в нескольких местах появились станции разных государств. Особенно значительны
были научные результаты объединенных британско-австралийско-новозеландских
экспедиций Дугласа Моусона (1911—1914, 1929— 1931) и четырех американских
экспедиций Ричарда Бэрда (с 1928 по 1947 г.).
Комната в хижине Эрнеста Шеклтона — исследователя Антарктики Здесь
сохранились продукты, оставленные 50 лет назад.
Интерес к Антарктиде все возрастал, но значительные участки побережья
и вся внутренняя часть материка оставались почти неисследованными. Нужны
были согласованные и объединенные усилия ученых многих специальностей,
чтобы огромный материк перестал быть для науки «белым пятном». В программе
Международного геофизического года (МГГ, 1957—1958) изучение Антарктиды
заняло особое место. На материке и соседних островах было создано 50 научных
станций. В исследованиях участвовали ученые СССР, США, Англии, Австралии,
Новой Зеландии, Франции, Бельгии, Японии, Чили, Аргентины, Норвегии.
Советский Союз направил экспедицию в Антарктиду в 1955 г., чтобы заранее
подготовиться к исследованиям по программе МГГ. Первую советскую антарктическую
экспедицию возглавил Герой Советского Союза доктор географических наук
Михаил Михайлович Сомов — опытный полярник. Советскую станцию строили
на берегу моря Дейвиса. На скалистых холмах и материковом льду выросли
два десятка домиков — лаборатории, мастерские, радио- и электростанция,
жилища для зимовщиков. В начале 1956 г. в торжественной обстановке была
открыта обсерватория «Мирный»; на радиомачте был поднят Государственный
флаг СССР.
В начале апреля 1956 г. из Мирного отправился санно-тракторный поезд.
За месяц очень тяжелого пути по неведомым местам тракторы прошли 375 км.
Здесь санные домики соединили вместе в единое здание. Станцию назвали Пионерской.
Там поселились четыре человека — двое ученых, радист, механик. На ледниковом
куполе Антарктиды люди остались на зимовку. Условия жизни были тяжелые.
Кругом бескрайняя снежная пустыня. Высота над уровнем моря 2700 м, дышать
трудно. Термометр нередко показывал —50°, —60°, притом почти всегда дули
штормовые ветры.
Только через полгода оказалось возможным заменить первых зимовщиков.
Четыре советских полярника выполнили обширную программу исследований. В
середине зимы, когда полеты стали невозможными, зимовщиков на Пионерской
связывало с внешним миром только радио.
Антарктическим летом 1957 г. в Мирный прибыла вторая смена исследователей,
и с тех пор советские ученые не прекращают изучение антарктического материка
ни на один год. Вторая советская экспедиция привезла в Антарктиду 10 мощных
тягачей. На них еще до наступления зимы совершили пробный поход до Пионерской,
а затем в начале февраля отправилась в путь группа гляциологов. Ученые
определили толщину ледника и рельеф каменной поверхности подо льдом в нескольких
местах между Мирным и Пионерской.
Через несколько дней из Мирного вышел еще один санно-гусеничный поезд.
Три тягача тащили шесть саней с домиками для жилья, с радио- и электростанцией,
строительными материалами и горючим. За три недели поезд прошел 850 км.
Дорога оказалась очень тяжелой. Тягачи буксовали, и приходилось отцеплять
одни сани, чтобы потом возвращаться за ними. Морозы достигали —67°, снег
был сухим и жестким, и сани очень плохо скользили. Самолеты, доставлявшие
горючее, подолгу не могли взлететь — примерзали лыжи. Летчики жгли на снегу
перед самолетными лыжами ветошь, снег превращался в ледяную корку, и только
тогда самолеты начинали разбег и взлетали.
Поход к геомагнитному полюсу начался 27 февраля 1957 г., но достичь
места назначения удалось только через 9 месяцев. Наступившая зима заставила
остановиться на зимовку в 640 км от Мирного. Санный поезд превратился во
временную станцию Восток-1. Часть тягачей вернулась зимовать в Мирный.
8 октября 1957 г. тягачи снова вышли из Мирного. 30 ноября станция Восток-1
была свернута. 16 декабря 1957 г. в 1410 км от Мирного на высоте 3420 м
над уровнем моря вступила в строй советская обсерватория «Восток». Она
создана на Южном геомагнитном полюсе.
Третья советская экспедиция развернула работу уже на шести постоянных
станциях. Три из них — Комсомольская, Восток, Советская — находились во
внутренних частях Антарктиды. Через все эти станции проходил путь научного
поезда. 14 декабря 1958 г. советские полярники достигли Полюса относительной
недоступности. Так называют место наиболее далекое и труднодостижимое,
расположенное в самом центре Антарктиды на высоте 3720 м над уровнем моря.
Во время четвертой экспедиции советские ученые совершили поход к Южному
географическому полюсу, которого они достигли 26 декабря 1959 г. Участников
похода встретили американские зимовщики станции Амундсен — Скотт.
Поселок Мирный связан с Большой землей самыми современными видами
связи.
Каждая следующая экспедиция расширяла исследования, проникала в новые
неведомые районы. Выдающимся был поход из Мирного через станцию Восток
и Полюс недоступности к советской станции Молодежная-на Земле Эндерби,
проделанный во время девятой экспедиции в 1963—1964 гг. Значительная часть
пути проходила по местам, которых человеческий глаз еще никогда не видел.
Успешное изучение ледникового покрова проводилось в 1963 — 1964 гг. и в
1969—1970 гг. объединенным советско-французским гляциологическим отрядом.
В последующие го'ды наши исследователи пересекли южнополярный материк от
Мирного через Полюс недоступности до станции Новолазаревская.
С ноября 1957 г. по март 1958 г. группа английских ученых прошла весь
материк от моря Уэдделла через Южный полюс до моря Росса. Американские
экспедиции со своих баз на берегу и в глубине материка (Литл-Америка, Бэрд,
Мак-Мердо, Амундсен — Скотт) также отправлялись в продолжительные научные
походы. Маршруты в глубь материка совершили австралийцы, японцы, французы.
Программа изучения Антарктиды очень обширна и разнообразна: исследуются
изменения и перемещения воздушных масс, толщина, направление и скорость
движения ледников, горные породы и геологическое строение, магнитные явления
и земные токи, полярные сияния, прохождение радиоволн, океанические течения
и ледовитость морей.