Еще в глубокой древности, до зарождения письменности, люди умели начертить
на земле, вырезать на кости, на древесной коре схему маршрута — будь
то охотничья тропа, путь по реке или по морю вдоль берега. Обычно это была
ломаная линия, а на ней или по ее сторонам наносились основные ориентиры
— заметные или важные на местности объекты: гора, излучина реки, морской
мыс, колодец в пустыне; указывалось примерное расстояние и время пути между
ними. Если наземных ориентиров не было, например в море или безбрежной
степи, указывалось направление движения по звездам. Такую схему маршрута
приходилось дополнять устным рассказом, а чтобы в нем ничего не было забыто,
ему порой придавали форму баллады или песни, которую легче выучить наизусть,
запомнить. Схемы маршрутов, или кроки, составляют и сейчас, например
при пересечении малоизученной территории. Так выглядят современные схемы
туристских маршрутов, карты автомобильных дорог.
Очень давно люди научились составлять и планы, на которых местность
изображается не так, как мы видим ее в природе или на фотографии, т. е.
в перспективе, а сверху, как бы с высокой горы или крепостной башни. Без
плана местности нельзя было спроектировать храм или крепость, парк или
ирригационное сооружение. Особенность плана — сохранение на нем соотношений
размеров площадей и расстояний, подобных расстояниям на местности. Это
достигается применением масштаба, т. е. одинакового отношения длины
каждой линии на плане к ее действительной длине на местности.
При сильном уменьшении на плане правдоподобно изображаются лишь контуры
линейных элементов местности — границы полей, лесные опушки, побережья,
направления дорог и речных русел, а строения, мосты, населенные пункты,
отдельные деревья и т. д. изображаются условными знаками. Часто
условные знаки схематически передают облик местных предметов или какой-то
их признак, отличительную черту.
Еще более отвлеченным, чем план, изображением земной поверхности являются
карты, которые, как правило, составляются для более обширной территории.
В отличие от плана на современных картах учитывается шарообразность Земли.
Они составляются с помощью географической градусной сетки, которая мысленно
наносится на земном шаре. С ее помощью можно определить географическое
положение (координаты) любой точки, а при составлении карты можно пользоваться
сеткой примерно так, как при перерисовке картины или фотографии прочерчиваемыми
на них квадратами.
Одна из «морских карт» островитян Океании. Она сплетена из черенков
пальмовых листьев. Раковины изображают на ней острова.
На древних картах не учитывали шарообразности Земли, и изображение на
них было весьма далеким от действительности. Теперь можно с самолета или
космического корабля сфотографировать или окинуть взглядом обширную территорию
примерно так же, как древние осматривали небольшой участок, изображенный
на плане. Раньше же карту приходилось составлять по устным рассказам или
описаниям (и крокам) отдельных маршрутов, путешествия по которым порой
длились годами. При этом необычайно трудно было сопоставлять расстояния,
часто измерявшиеся в днях пути: ведь летящая под парусами каравелла движется
в десятки раз быстрее бредущего по пустыне каравана. Не было и приборов
для точного определения направлений.
Портолан Ютландии XVI в. С такими картами мореплаватели выходили
в открытый океан.
Между тем требования к карте оставались примерно теми же, что и к плану,
— они должны были помочь ориентироваться, передавать подобие контуров,
взаимное расположение населенных пунктов и дорог между ними, наконец, определять
расстояние, т. е. примерно выдерживать масштаб. Чтобы составить более или
менее подробную карту, картографы древности использовали в качестве своеобразной
системы координат очертания морских побережий, а также речную и дорожную
сеть: сначала наносили их на карту, а потом сообразно с ними размещали,
«привязывали» к ним, как говорят картографы, другие местные предметы. При
этом карты представляли собой дорожники. В центре дорожника помещался
город — столица государства, а от него к границам и в дальние страны показывались
торговые и военные пути, сухопутные и речные преграды на них, населенные
пункты. До нас дошли такие карты времен Римской империи. По сути дела дорожником
был Большой Чертеж Государства Московского, составленный в 1552 г. по указанию
Ивана Грозного, и другие карты Древней Руси.
Фрагмент Римской дорожной карты (IV в.), представляющей собой свиток
из 11 листов пергамента длиной 7 м.
Принципиально мало чем от них отличались морские карты, пригодные для
плавания вблизи побережий или между островами. Не всегда корабль мог следовать
вдоль берега из-за характера дна, волнений или недружелюбия жителей. Карты
эти так и назывались периллами, т. е. буквально «объездами». На
них наносили очертания берегов, выделяя заметные ориентиры, гавани и удобные
для стоянки бухты, указывали расстояния между ними. На карте приводили
сведения об обитателях берегов, о ветрах и течениях. Все это напоминает
современные лоции, которыми пользуются моряки. Но для плавания в
открытом море такие карты не годились.
Глобус XVII в., привезенный Петром I из Голландии.
Преобразило морские карты применение компаса. С его помощью были созданы
портоланы — компасные морские карты. Они были буквально испещрены
бесчисленными пересекающимися линиями, расходящимися пучками из нескольких
точек, чаще всего соответствующих портам, бухтам или островам. Линии каждого
такого пучка указывают не только четыре стороны горизонта, но и 28 промежуточных
румбов. Если поместить компас на одну из таких точек, в которой находится
корабль, и по компасу ориентировать портолан, линии укажут направление,
по которому нужно держать курс. На портоланах появились и линейные масштабы
— по ним можно было измерять расстояния. Первые портоланы были составлены
на Средиземное и Черное моря.
Часть чертежа города Кунгура, составленного С. У. Ремезовым, русским
географом, картографом и историком Сибири, жившим на рубеже XVII —XVIII
вв. Он составил с сыном Семеном «Чертеж всей Сибири», а затем и «Чертежную
книгу Сибири»