Правильное представление о Земле и ее форме сложилось у разных народов
не сразу и не в одно время. Однако, где именно, когда, у какого народа
оно было наиболее правильным, установить трудно. Уж очень мало сохранилось
об этом достоверных древних документов и материальных памятников.
По преданию, древние индийцы представляли себе Землю в виде плоскости,
лежащей на спинах слонов. До нас дошли ценные исторические сведения о том,
как представляли себе Землю древние народы, жившие в бассейне рек Тигра
и Евфрата, в дельте Нила и по берегам Средиземного моря — в Малой Азии
и Южной Европе. Сохранились, например, письменные документы из древней
Вавилонии давностью около 6 тыс. лет. Жители Вавилона, унаследовавшие свою
культуру от еще более древних народов, представляли Землю в виде горы,
на западном склоне которой находится Вавилония. Они знали, что к югу от
Вавилона раскинулось море, а на востоке расположены горы, через которые
не решались переходить. Поэтому им и казалось, что Вавилония расположена
на западном склоне «мировой» горы. Гора эта окружена морем, а на море,
как опрокинутая чаша, опирается твердое небо — небесный мир, где, как и
на Земле, есть суша, вода и воздух. Небесная суша — это пояс 12 созвездий
Зодиака: Овен, Телец, Близнецы, Рак, Лев, Дева, Весы, Скорпион, Стрелец,
Козерог, Водолей, Рыбы. В каждом из созвездий Солнце ежегодно бывает приблизительно
в течение месяца. По этому поясу суши движутся Солнце, Луна и пять планет.
Под Землей находится бездна — ад, куда спускаются души умерших. Ночью Солнце
проходит через это подземелье от западного края Земли к восточному, чтобы
утром опять начать свой дневной путь по небу. Наблюдая заход Солнца за
морской горизонт, люди думали, что оно уходит в море и восходит также из
моря. Таким образом, в основе представлений древних вавилонян о Земле лежали
наблюдения за явлениями природы, однако ограниченность знаний не позволяла
правильно их объяснить.
Иначе представляли себе Землю древние евреи. Они жили на равнине, и
Земля казалась им равниной, на которой кое-где возвышаются горы. Особое
место в мироздании евреи отводили ветрам, которые приносят с собой то дождь,
то засуху. Обиталище ветров, по их мнению, находилось в нижнем поясе неба
и отделяло собой Землю от небесных вод: снега, дождя и града. Под Землей
находятся воды, от которых кверху идут каналы, питающие моря и реки. Представления
о форме всей Земли у древних евреев, по-видимому, не было.
Очень многим география обязана древним грекам, или эллинам. Этот немногочисленный
народ, живший на юге Балканского и Апеннинского полуостровов Европы, создал
высокую культуру. Сведения о самых древних из известных нам представлений
греков о Земле мы находим в поэмах Гомера «Илиада» и «Одиссея». В них говорится
о Земле как о слегка выпуклом диске, напоминающем щит воина. Сушу со всех
сторон омывает река Океан. Над Землей раскинулся медный небосвод, по которому
движется Солнце, поднимаясь ежедневно из вод Океана на востоке и погружаясь
в них на западе.
Греческий философ Фалес (VI в. до н. э.) представлял Вселенную
в виде жидкой массы, внутри которой находится большой пузырь, имеющий форму
полушария. Вогнутая поверхность этого пузыря — небесный свод, а на нижней,
плоской поверхности, наподобие пробки, плавает плоская Земля. Нетрудно
догадаться, что представление о Земле как о плавающем острове Фалес основывал
на том факте, что Греция расположена на островах.
Современник Фалеса — Анаксимандр представлял Землю отрезком колонны
или цилиндра, на одном из оснований которого мы живем. Середину Земли занимает
суша в виде большого круглого острова Ойкумены («населенной Земли»), окруженного
океаном. Внутри Ойкумены находится морской бассейн, который делит ее на
две приблизительно равные части: Европу и Азию. Греция же расположена в
центре Европы, а город Дельфы — в центре Греции («пуп Земли»). Анаксимандр
считал, что Земля — центр Вселенной. Восход Солнца и других светил на восточной
стороне неба и заход их на западной он объяснял движением светил по кругу:
видимый небесный свод составляет, по его мнению, половину шара, другое
полушарие находится под ногами.
Мир в представлении древних египтян: внизу —— Земля, над ней — богиня
неба; слева и справа — корабль бога Солнца, показывающий путь Солнца по
небу от восхода до заката.
Последователи другого греческого ученого — Пифагора (р. ок. 580
— ум. 500 до н. э.) — уже признали Землю шаром. Шаровидными они считали
и другие планеты.
Древние индийцы представляли Землю в виде полусферы, опирающейся
на слонов. Слоны стоят на огромной черепахе, а черепаха на змее, которая,
свернувшись кольцом, замыкает околоземное пространство.
Когда люди начали совершать далекие путешествия, постепенно стали накапливаться
доказательства, что Земля не плоская, а выпуклая. Так, продвигаясь на юг,
путешественники заметили, что в южной стороне неба звезды поднимаются над
горизонтом пропорционально пройденному пути и над Землей появляются новые
звезды, которые раньше не были видны. А в северной стороне неба, наоборот,
звезды спускаются вниз к горизонту и потом совсем исчезают за ним. Выпуклость
Земли подтверждалась также наблюдениями за удаляющимися кораблями. Корабль
исчезает за горизонтом постепенно. Вот уже скрылся корпус корабля и над
поверхностью моря видны только мачты. Потом исчезают и они. На этом основании
люди стали предполагать, что Земля шарообразна.
Знаменитый древнегреческий ученый Аристотель (IV в. до н. э.)
первым использовал для доказательства шарообразности Земли наблюдения
за лунными затмениями: тень от Земли, падающая на полную Луну, всегда круглая.
Во время затмений Земля бывает повернута к Луне разными сторонами. Но только
шар всегда отбрасывает круглую тень.
Наконец, выдающийся астроном древнего мира Аристарх Самосский (конец
IV — первая половина III в. до н. э.) высказал мысль о том, что не Солнце
вместе с планетами движется вокруг Земли, а Земля и все планеты вращаются
вокруг Солнца. Однако в его распоряжении было очень мало доказательств.
И прошло еще около 1700 лет, прежде чем это удалось доказать польскому
ученому Копернику.
Постепенно представления о Земле стали основываться не на умозрительном
толковании отдельных явлений, а на точных расчетах и измерениях.